Сообщение

Спасибо, Ваш запрос отправлен!
Войти с помощью соцсетей
или
Восстановление пароля
Введите ваш e-mail
Я вспомнил свой пароль!
Проверьте e-mail, пожалуйста!
Во сколько баллов
вы оцениваете наш портал?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Спасибо за Ваше мнение!
Личный кабинет
05 октября 2020, 11:48
Мнения экспертов 145 0

Жалобы на коллекторов

Коллекторы хотят взять ответственность по рассмотрению некриминальных жалоб граждан, возникающих в процессе возврата долга, на себя. Инициативу рассматривают в ФССП и Центробанке. Мера позволит регулятору сконцентрироваться на пресечение незаконной коллекторской деятельности и криминала.

Обращения должников, не связанные с угрозой жизни и здоровью, могут и должны быть отработаны на площадке Национальной ассоциации коллекторских агентств (отраслевое СРО), считают участники рынка.

В помощь регуляторам и гражданам Ассоциация НАПКА уже запустила в работу сервис по сбору жалоб на коллекторов «Добро пожаловаться» http://zhaloba.napca.ru. Сервис пользуется спросом, отмечают в коллекторском СРО: порядка 6 тысяч обращений обрабатывается ежегодно. Основной поток жалоб связан с некорректной работой коллекторов и с незаконными мерами воздействия на должников. Одновременно ФССП провело1200 внеплановых проверок профессиональных коллекторов. Было составлено 7000 протоколов, судами вынесено решение о штрафах на 235 млн руб. Директор ФССП, Дмитрий Аристов уточнил: «По анализу 80 000 жалоб, которые нам поступили за 3,5 года, 50% всех нарушений совершено именно микрофинансовыми организациями».  

«Летом мы вышли с предложением надзору рассмотреть возможность внедрения риск-ориентированного подхода при работе с обращениями граждан», - сообщил Эльман Мехтиев, президент СРО НАПКА, председатель совета СРО «МиР».

Риско-ориентированный подход позволяет финансовой или коллекторской компании решить вопрос с должником напрямую под надзором СРО. «Выигрывает в большей степени и сам потребитель. Компании будут заинтересованы решить вопрос быстро и не допустить повторных жалоб», - пояснил г-н Мехтиев. По мнению эксперта, такой подход поможет регуляторам сосредоточиться на борьбе с нелегальной коллекторской деятельностью.

По данным ЦБ РФ на апрель 2020 года, в России 42 млн заёмщиков (каждый четвертый россиянин), из них почти 13 млн человек имеет более одного кредита (каждый десятый). При этом 900 тыс. человек получило заём в МФО уже имея просроченную задолженность в банке. Долги рисковой группы перед МФО составляют 75 млрд рублей и 351 млрд рублей – перед кредитными организациями.

По данным Банка России, I полугодие 2020 г.:

  • 86,7% заемщиков имеют кредиты только в банках
  • 5,6% - кредиты только в МФО
  • 7,7% - кредиты и к банках, и в МФО

Должникам не всегда удаётся договариваться с кредиторами. В I полугодии 2020 года в Центробанк обратилось 115,6 тыс. граждан с просьбой защитить их права. Центробанк в ответ на эти обращения составил 343 протокола об административных правонарушениях.

Сколько из них дошло до судов, регулятор не раскрывает. Объём взысканий с нарушителей ЦБ тоже не называет. Доля дел, связанных с нарушением прав граждан именно в ходе возврата долгов также не придаётся огласке, хотя в ЦБ говорят, что их большинство.

ФССП за 6 месяцев 2020 года составила более 1,3 тыс. протоколов об административных правонарушениях. Акты написаны в адрес кредиторов и коллекторовпо фактам нарушения прав граждан при возврате просрочки. В судах рассмотрено 1,1 тыс. протоколов ФССП. В итоге свыше тысячи дел завершились наложением штрафа на общую сумму более 47 млн рублей.

По данным службы приставов 2019 году из 28,4 тыс. обращений в части нарушения 230-ФЗ только 11,4% жалоб были признаны обоснованными по результатам проверок.

«Изучая статистику ФССП стоит обратить внимание не только на общее количество жалоб, а в первую очередь на долю подтверждённых, - прокомментировал Эльман Мехтипев, - по итогам прошлого года практически 90% жалоб не имеют под собой никакого основания».

СРО «Единство», объединяющее микрофинансовые организации, с начала текущего года получило 24 обращения заёмщиков. Граждане просили защитить их права в рамках 230-ФЗ. В итоге только одна жалоба оказалась обоснованной.

«При этом по каждой жалобе, поступившей в адрес СРО, проводится тщательная проверка, - сказал Даут Хайруллин, председатель совета СРО «Единство», - если СРО выявляет нарушение согласно жалобе, то в отношении своих членов применяются меры дисциплинарного воздействия от предупреждения до серьёзного штрафа».

Участники рынка сходятся во мнении, что предложение коллекторов самостоятельно обрабатывать поток обращений граждан может быть актуальным для надзорных ведомств.

Автор: Оксана Абрамова

 

 

Поделиться :