Заемщики онлайн-МФО платят по займам в 2,5 раза лучше
Объединенное Кредитное Бюро и сервис онлайн-кредитования Е заем провели совместное исследование платежной дисциплины заемщиков в целом по рынку МФО и в сегменте онлайн.
Нужно отметить, что платежная дисциплина клиентов онлайн-МФО почти в 2,5 раза лучше, чем в среднем по рынку. Только 17,9% клиентов онлайн-сервисов МФО в 2016 г. допускали просрочку платежей более 30 дней. В целом по рынку этот показатель составил 41,5%.
Хуже всего по займам МФО платят клиенты младше 25 лет. В онлайн сегменте 25,4% заемщиков в возрасте до 25 лет допускают просрочки платежей, в целом по рынку – 47,5%. (см. Таблицу 1)
Наиболее дисциплинированные клиенты МФО – люди старше 60 лет. Доля тех, кто имеет просроченные долги в этой возрастной группе составляет 23,4%. В сегменте онлайн-МФО самыми дисциплинированными являются заемщики в возрасте 55-60 лет – только 15,1% из них не платят по своим долгам вовремя.
Мужчины хуже справляются со своими платежными обязательствами во всех сегментах рынка (см. Таблицу 2). В целом по рынку 42,1% мужчин допускают просрочки платежей свыше 30 дней по займам, среди женщин доля неплательщиков составляет 37,7%. В онлайн сегменте просрочки свыше 30 дней допускают 18,2% мужчин и 17,5% женщин.
Региональный разрез исследования свидетельствует о том, что хуже всего по рынку платят владельцы микрозаймов, проживающие в Северо-Кавказском федеральном округе. 62,9% всех заемщиков региона находятся в просрочке. (см. Таблицу 3). Для онлайн-компаний наиболее высокорисковым является Южный федеральный округ, где доля клиентов в просрочке составляет 20,9%.
Самые дисциплинированные заемщики МФО проживают в Приволжском федеральном округе – 35,6% из них допускают просрочку платежей. Для онлайн-МФО наиболее благополучными регионами по платежной дисциплине являются Центральный и Северо-Западный федеральные округа, где доля неблагонадежных клиентов составляет 16%.
Примечательно, что в среднем по рынку наиболее неблагонадежными клиентами являются люди, получившие займ на сумму до 6 тыс. руб., 47,2% из них находятся в просрочке. (см. Таблицу 4). При этом в сегменте онлайн-МФО такие клиенты напротив являются самыми дисциплинированными. Доля неплательщиков среди них составляет 15,7%. Хуже всего в онлайн-сегменте платят те, кто получает от 21 до 26 тыс. руб. Среди них в просрочке находятся 20,8%. А для МФО в целом лучшие заемщики те, кто получал займы на сумму более 31 тыс. руб. – из них на просрочку вышли лишь 11,6%.
Если смотреть на корреляцию количества открытых займов и платежную дисциплину (Таблица 5) лучше всего справляются со своими обязательствами владельцы только 1 открытого займа. В целом по рынку на просрочку выходят 35,5% таких клиентов, в онлайн сегменте – 18%. А хуже всего исполняют свои обязательства заемщики с 4 открытыми займами (60,5% не платят в целом по рынку, 20,7% - в онлайн сегменте).
Лига Трупа, управляющий директор сервиса онлайн-кредитования Е заем: «По результатам исследования видно, что платежная дисциплина клиентов онлайн-МФО выше – они гораздо реже не возвращают займы вовремя. В первую очередь это связано с тем, что онлайн-компании имеют гораздо более широкую клиентскую базу. А традиционные МФО выбирают только из тех, кто может прийти к ним в офис. Кроме того, онлайн-игроки применяют сложные скоринговые системы, которые за несколько минут обрабатывают большие объемы данных. Учитывая, что за 2016 год этот сегмент вырос на 104%, а уровень просроченной задолженности в нем ниже, чем в целом по рынку, в ближайшие годы микрофинансовый рынок будет расти в первую очередь за счет онлайн-игроков».
Таблица 1, зависимость доли клиентов с просроченной задолженностью от их возраста
Возраст заемщиков, лет |
Доля заемщиков с просроченной задолженностью в каждой группе |
|
В целом по рынку МФО |
Онлайн-МФО |
|
<25 |
47,5% |
25,4% |
25-29 |
47,2% |
18,8% |
30-34 |
43,3% |
17% |
35-39 |
41,9% |
16,9% |
40-44 |
37,4% |
16,4% |
45-49 |
36,9% |
15,7% |
50-54 |
34,2% |
15,2% |
55-60 |
30,6% |
15,1% |
>60 |
23,4% |
16,4% |
Общий итог |
41,5% |
17,9% |
Таблица 2, зависимость доли клиентов с просроченной задолженностью от их пола
Пол заемщиков |
Доля заемщиков с просроченной задолженностью в каждой группе |
|
В целом по рынку МФО |
Онлайн-МФО |
|
Женщины |
37,7% |
17,5% |
Мужчины |
42,1% |
18,2% |
Таблица 3, зависимость доли клиентов с просроченной задолженностью от региона их
проживания
Регион проживания заемщиков, федеральный округ |
Доля заемщиков с просроченной задолженностью в каждой группе |
|
В целом по рынку МФО |
Онлайн-МФО |
|
Приволжский |
35,6% |
19,4% |
Центральный |
42,4% |
16,0% |
Сибирский |
39,3% |
19,7% |
Южный |
44,6% |
20,9% |
Уральский |
36,6% |
17,3% |
Северо-Западный |
52,0% |
16,0% |
Дальневосточный |
52,6% |
19,0% |
Северо-Кавказский |
62,9% |
20,5% |
Таблица 4, зависимость доли клиентов с просроченной задолженностью от суммы займа
Средняя сумма займа, руб. |
Доля заемщиков с просроченной задолженностью в каждой группе |
|
В целом по рынку МФО |
Онлайн-МФО |
|
до 6000 |
47,2% |
15,7% |
6000-10999 |
39,5% |
18,9% |
11000-15999 |
37,7% |
20,6% |
16000-20999 |
34,7% |
20,2% |
21000-25999 |
24,7% |
20,8% |
26000-30999 |
26,2% |
16,9% |
более 31000 |
11,6% |
Таблица 5, зависимость доли клиентов с просроченной задолженностью от
количества открытых займов
Количество открытых займов, шт. |
Доля заемщиков с просроченной задолженностью в каждой группе |
|
В целом по рынку МФО |
Онлайн-МФО |
|
1 |
35,5% |
18,0% |
2 |
56,0% |
18,9% |
3 |
60,0% |
20,2% |
4 |
60,5% |
20,7% |
5+ |
50,9% |
20,4% |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Объединенное Кредитное Бюро (ОКБ)
Создано в 2004 году, входит в тройку крупнейших кредитных бюро России. Акционеры: ОАО "Сбербанк России", ведущий мировой оператор кредитных бюро Experian и ЗАО "Интерфакс". По данным на 1 марта 2017 г. в базе данных ОКБ хранится 232,5 млн. кредитных историй по 66,5 млн. заемщиков. Бюро уделяет большое внимание не только количеству кредитных историй в базе данных, но и качеству предоставляемых данных. Линейка сервисов Объединенного Кредитного Бюро обеспечивает все этапы работы кредитного конвейера – от получения кредитных отчетов и скорингов до комплексных решений, включающих в себя аутсорсинг процесса обработки кредитных заявок, мониторинг портфеля и борьбу с мошенничеством. В числе клиентов ОКБ более 600 кредитных организаций, МФО, страховых компаний и операторов связи. Сайт: http://bki-okb.ru
Все сервисы Объединенного Кредитного Бюро предоставляются в строгом соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 218-ФЗ "О кредитных историях".
Сервис онлайн-кредитования Е заем
Е заем – российский проект международной финтех-компании TWINO, работающей также в Дании, Чехии, Польше, Латвии, Грузии, Мексике, Испании и Казахстане. С начала работы в 2009 году объем выдачи онлайн-займов TWINO составил более 380 млн евро. Бизнес-процессы компании основаны на использовании высоких технологий и анализе больших данных – с их помощью Е заем выдает своим клиентам займы за несколько минут, сохраняя стабильный уровень рисков. Также в TWINO в России входит сервис онлайн-кредитования Монеза, предоставляющий за несколько минут займы до 60 тыс. рублей сроком до одного года.
Сайт: https://www.ezaem.ru
Контакты: Юлия Филатова
=7985 768 2283