Сообщение

Спасибо, Ваш запрос отправлен!

Связаться с компанией

Восстановление пароля
Введите ваш e-mail
Я вспомнил свой пароль!
Проверьте e-mail, пожалуйста!
Во сколько баллов
вы оцениваете наш портал?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Спасибо за Ваше мнение!
20 июля 2016, 23:20
Актуальные новости 119

Банки не торопятся на «улицу»

Банк «Хоум Кредит» вчера заявил о том, что спустя три года возобновил выдачу необеспеченных кредитов клиентам «с улицы». Следует ли считать это началом тенденции и, соответственно, одним из свидетельств оживления рынка потребительского кредитования? Портал Bankir.Ru разбирался, какова сейчас ситуация с кредитованием данного клиентского сегмента и действительно ли банки снова стали лояльнее относиться к клиентам-«чужакам».

«Уличными клиентами» банки называют тех людей, которые никогда у них не обслуживались. Именно этой категории в пик кризиса отказывалось в выдаче кредита чаще всего, а некоторые, как, в частности, «Хоум Кредит», и вовсе прекратили беззалоговое кредитование (речь идет о так называемых кредитах наличными) «улицы» три года назад. «Тогда мы поняли, что приходят плохие заемщики,— рассказал вчера журналистам зампред правления банка Артем Алешкин.— Сначала доля кредитования людей „с улицы” была снижена до 5%, а затем это направление было вовсе нами свернуто».

На прошлой неделе «Хоум Кредит» возобновил кредитование «улицы»: по словам зампреда правления банка, это решение было принято из-за снижения закредитованности населения и снижения рисков. Правда, пока это будет происходить только в Москве и Санкт-Петербурге, а параллельно банк хочет кредитовать «уличных клиентов» из других регионов в режиме онлайн. Доля одобрения заявок таких клиентов в этом году составит около 15% от общего потока, в целом по итогам года объем выдачи «на улицу» составит 2–3 млрд руб. В следующем году банк будет принимать решения по кредитованию этой категории клиентов исходя из рисков.

На улицу — ни шагу!

Как показал опрос Bankir.Ru, выходить «на улицу» сегодня решаются не все. Например, директор по розничному бизнесу Росгосстрах Банка Аскер Еникеев отмечает, что кредитная организация готова выдавать таким клиентам только залоговые кредиты и в целом смотрит на эту категорию заемщиков довольно аккуратно. «Это связано с поведением портфелей и требованиями Банка России по резервированию,—говорит он.— В целом, мы могли бы открыть беззалоговое розничное кредитование, но объективно текущая ситуация в экономике пока не позволяет этого сделать». Аскер Еникеев уточняет, что пока одобряется не более 10% заявок «уличных» клиентов. «Кредитование клиентов „с улицы” на данный момент для банка не является самоцелью и приоритетным направлением»,— утверждает он.

Руководитель блока «Розничный бизнес» Промсвязьбанка Леонид Качалов на запрос портала Bankir.Ru о возможности кредитования клиентов «с улицы» ответил, что банк сейчас относится к заемщикам консервативно и не «кредитует высокорискованные сегменты населения».

«Квазиулица»

СМП Банк, наоборот, первый шаг «на улицу» сделал еще в прошлом году. Раньше он работал по сегменту беззалогового потребкредитования только с «зарплатниками». Однако в 2015 году было принято решение активизировать розничное направление, и банк начал кредитование «квазиуличных» клиентов — сотрудников крупных и системообразующих предприятий, бюджетных организаций, корпоративных клиентов банка и пенсионеров. «Данных заемщиков банк считает менее рисковыми, так как при сохранении экономических рисков важным является наличие стабильного дохода»,— говорит директор департамента розничных кредитных продуктов банка Наталья Коняхина.

В банке ожидают, что доля потребительских кредитов в розничном портфеле будет расти за счет кредитной политики банка и повышения потребительской активности граждан на фоне снижения процентных ставок и стабилизации экономики.

«Не такой, как все»

Совершенно другая ситуация у Тинькофф Банка, бизнес которого, по сути, строится по большей части на кредитовании клиентов «с улицы». В банке заявляют, что не прекращали кредитования таких клиентов и не останавливали органический рост портфеля (большую его часть занимают кредитные карты).

««У нас несколько иначе устроен процесс привлечения клиентов,— рассказывает директор по коммуникациям банка Дарья Ермолина.— Мы не сидим в отделениях и не ждем, когда к нам придут клиенты. Мы самостоятельно управляем этим процессом и сами генерим спрос через онлайн-каналы. Мы анализируем ситуацию на рынке и прогнозируем уровень одобрения, исходя из которого генерим нужный объем заявок на наши продукты». В зависимости от ситуации на рынке и уровня риска Тинькофф Банк регулирует поток клиентов. Если ситуация менее благоприятная, то оставляются только самые эффективные каналы. Если она улучшается, включается большее число каналов привлечения, в том числе и более дорогие.

«Уровень одобрения не является каким-либо целевым показателем — он зависит исключительно от качества входящего потока клиентов и того, насколько они соответствуют нашим критериям риска,— утверждает Дарья Ермолина.— С конца года мы видим стабилизацию на рынке, которая позволяет говорить о том, что дно кризиса пройдено. В 2014–2015 годах уровень одобрения составлял 15%, с четвертого квартала 2015 года он вырос до 25% в связи с улучшением качества входящего потока клиентов и держится сейчас примерно на таком уровне».

Чужие и свои

Большая часть крупных банков, опрошенных порталом Bankir.Ru, утверждает, что в пик кризиса они не прекращали кредитовать «улицу», однако аккуратно воздерживаются от подробностей. «Сбербанк не прекращал кредитование новых клиентов, уровень одобрения мы не раскрываем»,— сообщили в пресс-службе кредитной организации. В ВТБ24 предоставили схожий ответ, начальник управления потребительского кредитования банка Дмитрий Поляков указал, что привлечение на обслуживание новых клиентов является одним из приоритетных направлений в работе.

В банке «Ренессанс Кредит» также уверяют, что полностью не закрывали выдачу нецелевых займов клиентам «с улицы». «Однако в 2014 году, в связи с ростом риска из-за изменений, происходивших в экономике, мы стали более консервативно подходить к оценке этой категории заемщиков и продолжаем придерживаться такого подхода»,— говорит зампред правления банка Татьяна Хондру. Деталей «консервативного подхода» в банке не раскрывают. В Бинбанке говорят, что людям «с улицы» доступны все кредитные продукты, однако уже знакомые клиенты (зарплата или положительная кредитная история в банке) могут рассчитывать на преференции как по размеру процентной ставки, так и по сумме. Такой же позиции придерживаются и в Связь-банке, предоставляя кредиты для «улицы» по более высоким ставкам. «По понятным причинам банку действительно интереснее работать с клиентами, получающими зарплату на счет в банке, поскольку размер получаемого ими дохода совершенно прозрачен»,— говорит заместитель директора департамента развития розничного бизнеса Андрей Точеный.

Не прекращали кредитовать, но внимательно смотрели и смотрят на риск-профиль «уличного клиента» в МКБ. В Росбанке сообщили, что нецелевые кредиты доступны «сотрудникам предприятий, признаваемых банком финансово устойчивыми, и бюджетных организаций», а также гражданам с хорошей кредитной историей. Заместитель начальника департамента розничного бизнеса банка «Возрождение» Олег Коркин отмечает, что доля заемщиков, не являющихся клиентами банка, в общей выдаче потребкредитов составляет около 30%. «Мы не считаем их „улицей”,— говорит он.— Как правило, это сотрудники бюджетных организаций и крупных компаний, в том числе участников корпоративных программ. Для этих категорий клиентов потребкредитование не приостанавливалось».

В банке «Русский стандарт» также заявляют, что никогда не прекращали выдавать кредиты новым заемщикам; сейчас банк продолжает работать с новыми клиентами по всем направлениям: POS-кредитование, кредиты наличными в отделениях, кредитные карты. «На данный момент банк активно развивает POS-сегмент, поэтому наибольший объем новых выдач приходится именно на него»,— говорит первый зампред правления банка Евгений Лапин. А в Райффайзенбанке (который тоже не уходил с «улицы») говорят, что, хотя процент одобрения заявок на кредиты для такой категории клиентов, безусловно, ниже, чем для «зарплатников», но в течение последних периодов эта цифра плавно росла и будет продолжать расти. Саму цифру в пресс-службе банка не назвали.

Старый друг лучше новых двух

По данным ОКБ (Объединенное кредитного бюро), количество запросов со стороны банков по проверке кредитных историй заемщиков растет. По словам директора по развитию продуктов ОКБ Александра Ахломова, во втором квартале 2016 года этот рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 22%. Однако этот показатель на 35% ниже уровня апреля–июня 2014-го.

Также в бюро зафиксировали рост уровня одобрения кредитных заявок (approval-rate). Сейчас он составляет около 12,5%, что на четыре процентных пункта выше показателя за аналогичный период прошлого года (8,3%). «Но не стоит забывать, что в начале 2015 года банки фактически приостановили розничное кредитование, в первой половине 2014-го approval-rate превышал 16%,— говорит Александр Ахломов.— Мы видим, что ситуация улучшается, но аппетит к риску остается довольно низким, многие банки так и не восстановили полностью кредитование открытого рынка, продолжая фокусироваться на работе с уже существующими клиентами».

Согласно данным ОКБ, по итогам мая 2016 года банки выдали 1,6 млн новых кредитов на сумму более 198 млрд руб. По сравнению с маем прошлого года объемы кредитования выросли на 15%, а вот количество новых кредитов снизилось на 4%.

«Эти данные могут говорить о том, что розничное кредитование восстанавливается в основном за счет увеличения среднего чека по кредиту, а не за счет массовых выдач,— утверждает Александр Ахломов.— Такая стратегия более характерна для работы с текущим портфелем, когда банк готов предложить большую сумму кредита более надежному, с его точки зрения, заемщику».

 

Автор: Татьяна ТЕРНОВСКАЯ                               Источник: Bankir.ru

Поделиться :

Запросить доступ