Сообщение

Спасибо, Ваш запрос отправлен!

Связаться с компанией

Восстановление пароля
Введите ваш e-mail
Я вспомнил свой пароль!
Проверьте e-mail, пожалуйста!
Во сколько баллов
вы оцениваете наш портал?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Спасибо за Ваше мнение!
11 августа 2016, 19:28
Актуальные новости 643

МФО стали чаще говорить клиентам «нет»

По данным Объединенного кредитного бюро (ОКБ) на 1 июля текущего года, уровень одобрения по займам МФО сокращается вот уже два квартала подряд. При этом уровень одобрения банковских кредитов, напротив, начал постепенно восстанавливаться. По мнению экспертов, уровень одобрения по микрозаймам снижается по нескольким причинам: из-за ухудшения входящего потока клиентов, часть которых возвращается в банки, из-за роста бизнеса онлайн-кредитования и из-за ухода с рынка ряда небольших МФО.

Уровень одобрения по микрозаймам снижается вот уже два квартала подряд, следует из данных ОКБ (есть в распоряжении портала Банкир.Ру).

Так, по итогам второго квартала 2016 года уровень одобрения по займам МФО составил 25,4%, сократившись по сравнению с первым кварталом этого же года на 2,3 процентного пункта. При этом в первом квартале 2016 года по сравнению с четвертым кварталом 2015 года уровень одобрения по микрозаймам также снизился — на 4,2 процентного пункта, до 27,7%.

В ОКБ считают, что такая тенденция, скорее всего, связана с изменениями кредитных стратегий самих МФО. «На рынке появляется все больше „технологичных” компаний, которые для оценки рискового профиля заемщиков используют не уступающие банковским системы скоринга, различные источники дополнительных данных (телекомы, соцсети и т. д.) — поясняет директор по развитию продуктов ОКБ Александр Ахломов.— Мы также отмечаем рост обращений в бюро со стороны МФО, в частности работающих в онлайн-сегменте». При этом такие компании используют не только кредитные отчеты, но и более сложные сервисы, например системы по противодействию мошенничеству. «Более пристальный подход к оценке потенциальных заемщиков влияет и на общее снижение уровня одобрений», — объясняет Ахломов.

С этим утверждением согласны и в онлайн-МФО. Так, согласно оценкам сервиса онлайн-кредитования MoneyMan, по итогам первого полугодия 2016-го объем микрозаймов, выданных онлайн-МФО, составил 3,3 млрд руб., увеличившись за год практически в 2,5 раза. При этом в компании ожидают, что в ближайшие три-четыре года доля онлайн-компаний на рынке микрофинансирования и вовсе превысит долю офлайн-игроков. Сейчас, по оценкам участников рынка МФО, на долю онлайн-компаний приходится порядка 10% займов физлицам, выдаваемых МФО. «На рынке онлайн-кредитования процент одобрения всегда был значительно ниже, чем у традиционных микрофинансовых компаний»,— поясняет гендиректор сервиса онлайн-кредитования MoneyMan Борис Батин. По его словам, ранее только каждая десятая заявка в онлайне получала одобрение. «Можно говорить о том, что на данный момент процент одобрения в сегменте онлайн даже немного вырос относительно начала 2016 года. Мы отмечаем улучшение качества заемщиков. Сегодня это люди в возрасте от 26 до 40 лет, они имеют высшее образование и постоянную работу»,— отмечает Борис Батин.

При этом уже прослеживается четкая тенденция: доля одобрения в офлайн-компаниях снижается, а у онлайн-игроков увеличивается, считает Борис Батин. «В первую очередь это связано с тем, что скоринговые системы технологичных компаний улучшаются с каждым днем, и они могут анализировать огромные объемы информации о потенциальных клиентах. Это позволяет онлайн-компаниям повышать уровень одобрения по займам. У традиционных микрофинансовых компаний таких возможностей нет»,— считает он.

Впрочем, микрофинансисты называют и другие причины снижения уровня одобрений по займам МФО. По словам замдиректора по развитию бизнеса МФО «Мигкредит» Динары Юнусовой, на уровень одобрения оказывают влияние в первую очередь качество входящего клиентского потока и кредитная политика МФО.

«В течение первого полугодия 2016-го многие розничные банки стали постепенно наращивать выдачу кредитов физлицам, поэтому часть хороших клиентов МФО, которым банки отказывали в кредитах еще полгода назад, вновь вернулись в банки»,— указывает Динара Юнусова. По данным ОКБ, во втором квартале 2016 года уровень одобрения по банковским кредитам повысился по сравнению с итогами первого квартала на 0,3 п. п., до 11%. «Это, в свою очередь, сказалось на некотором ухудшении входящего потока клиентов МФО, и поэтому компании вынуждены были скорректировать процент одобряемых займов», — отмечает Динара Юнусова.

Кроме того, снижение уровня одобрения по займам может объясняться и сокращением работающих на рынке МФО, которые, в свою очередь, передают данные в бюро кредитных историй, отмечает гендиректор МФО «Мани Фанни» Александр Шустов. «На фоне экономического спада, а также активных действий Банка России по регулированию МФО этот рынок покидает большое количество компаний, а продолжающие работу МФО более тщательно подходят к отбору заемщиков»,— указывает Александр Шустов.

Напомним, что только в течение первого полугодия 2016-го рынок МФО, как ранее сообщал портал Банкир.Ру, уже покинули около 600 компаний, а до конца года из работающих на рынке 3,5 тыс. компаний могут прекратить свою деятельность еще около трети игроков. Таким образом, рынок постепенно укрупняется, и на нем остаются игроки, традиционно более взвешенно подходящие к уровню риска, поясняет Александр Шустов. Кроме того, по его словам, платежеспособность населения пока не восстановилась, а значит, и одобрять значительное количество займов в этой ситуации рискованно.

 

Автор: Валерия ФРАНЦЕВА                                         Источник: Bankir.ru

Поделиться :

Запросить доступ