НБКИ и АВТОСТАТ: в 2016 году количество выданных автокредитов выросло на 13,8% по сравнению с 2015
При этом в 4 квартале 2016 года темпы выдачи автокредитов были еще выше – рост на 23,2% до 161,3 тысяч. Также существенно выросла в 2016 году доля «кредитных» автомобилей в структуре авторынка - до 44% (+7 процентных пунктов).
По информации 4000 кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), по итогам 2016 года количество проданных в кредит автомобилей составило 552,4 тыс. единиц, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 13,8% (в 2015 году - 485,3 тыс. единиц). При этом в 4 квартале 2016 года темпы роста автокредитования были еще выше – на 23,2%, а количество «кредитных» авто составило 161,3 тыс. ед. (в 4 кв. 2015 года - 130,9 тыс. ед.).
Также необходимо отметить, что согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», объем рынка новых легковых автомобилей в 2016 году сократился на 4,1% по сравнению с предыдущим годом и составил 1 255,3 тыс. единиц (в 2015 году – 1 308,5 тыс. ед.). При этом в четвертом квартале 2016 года, впервые за 2 последних года был отмечен рост рынка новых автомобилей – на 8,5% до 367,5 тыс. единиц (в 4 кв. 2015 года – 338,7 тыс. ед.).
Сопоставление данных НБКИ об автокредитах и агентства «АВТОСТАТ» о динамике объемов авторынка указывает на увеличение доли «кредитных» автомобилей в общих продажах (Таблица 1). Так, в 2016 году доля автомобилей, проданных в кредит, составила 44,0%, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 6,9 п.п. (в 2015 году - 37,1%).
Таблица 1. Динамика рынка новых автомобилей, выдачи автокредитов и доли автомобилей, купленных в кредит
Период |
Выдачи автокредитов*, тыс. ед. |
Объем рынка** автомобилей, тыс. ед. |
Доля кредитных автомобилей*** в объеме рынка |
1 кв. 2014 г. |
194,1 |
555,5 |
34,94% |
2 кв. 2014 г. |
205,7 |
553,3 |
37,18% |
3 кв. 2014 г. |
206,1 |
524,3 |
39,31% |
4 кв. 2014 г. |
217,5 |
704,4 |
30,88% |
ВСЕГО в 2014 году |
823,4 |
2 337,5 |
35,23% |
1 кв. 2015 г. |
60,4 |
275,2 |
21,95% |
2 кв. 2015 г. |
144,4 |
325,0 |
44,43% |
3 кв. 2015 г. |
149,6 |
369,6 |
40,48% |
4 кв. 2015 г. |
130,9 |
338,7 |
38,65% |
ВСЕГО в 2015 году |
485,3 |
1 308,5 |
37,09% |
1 кв. 2016 г. |
102,1 |
268,2 |
38,07% |
2 кв. 2016 г. |
134,8 |
303,5 |
44,42% |
3 кв. 2016 г. |
154,2 |
316,1 |
48,78% |
4 кв. 2016 г. |
161,3 |
367,5 |
43,89% |
ВСЕГО в 2016 году |
552,4 |
1 255,3 |
44,01% |
Детализированная информация о показателях авторынка и рынка автокредитования предоставляется подписчикам аналитических материалов агентства «АВТОСТАТ» и Национального бюро кредитных историй (НБКИ)
«Несмотря на продолжающееся второй год падение автомобильных продаж, темпы выдачи автокредитов и, соответственно, их доля в структуре авторынка неуклонно растут, - комментирует генеральный директор НБКИ Александр Викулин. – Вместе с тем, качество автокредитов продолжает ухудшаться, превысив уровень 9% (доля просроченной задолженности свыше 30 дней). Тем не менее, в этом сегменте розничного кредитования ситуация с просрочкой существенно лучше, чем в случае с необеспеченными кредитами. Важно, что новые данные и решения НБКИ позволяют кредиторам проводить детализированную оценку риск-профиля заемщиков и управлять рисками. Если говорить о факторах, продолжающих сдерживать развитие не только автокредитования, но и всего авторынка, то, по нашему мнению, главным из них по-прежнему остается снижение реальных доходов населения».
«Действительно, авторынок четвертый год подряд демонстрирует падение, – говорит исполнительный директор аналитического агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов. – Однако результаты 4 квартала 2016 года вселяют оптимизм: впервые за два последних года был отмечен квартальный рост продаж автомобилей по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Что касается роста доли «кредитных» автомобилей в структуре рынка, то он во многом обусловлен реализацией госпрограммы льготного автокредитования, действие которой продлевается и на 2017 год. Таким образом, автокредитование остается для банков одним из достаточно привлекательных продуктов розничного кредитования, а для граждан – одним из наиболее доступных способов приобретения автомобилей».
Таблица 2. Топ-10 регионов с наибольшими объемами рынка новых легковых автомобилей в 2016 году
Регионы |
Объем рынка** в 2016 году, ед. |
Автокредиты |
Доля автокредитов*** в объеме рынка в 2016 году |
|
|
2016 год |
Изменение к 2015 г., в % |
||
г. Москва |
200 365 |
50 069 |
20,9% |
25,0% |
Московская область |
97 457 |
36 448 |
17,2% |
37,4% |
г. Санкт-Петербург |
85 641 |
37 263 |
14,4% |
43,5% |
Республика Татарстан |
59 436 |
35 940 |
11,5% |
60,5% |
Краснодарский край |
48 736 |
18 850 |
20,1% |
38,7% |
Самарская область |
43 970 |
20 705 |
15,2% |
47,1% |
Республика Башкортостан |
43 656 |
24 684 |
14,3% |
56,5% |
Ростовская область |
35 275 |
16 078 |
21,8% |
45,6% |
Свердловская область |
33 910 |
16 029 |
11,8% |
47,3% |
Нижегородская область |
31 167 |
17 733 |
7,9% |
56,9% |
Таблица 3. Топ-10 регионов с наибольшей долей автокредитов в структуре рынка в 2016 году
Регионы |
Доля автокредитов*** в объеме рынка в 2016 году |
Автокредиты |
Объем рынка** в 2016 году, ед. |
|
|
2016 год |
Изменение к 2015 г. |
||
Республика Тыва |
72,1% |
325 |
-5,8% |
451 |
Ленинградская область |
69,7% |
10 279 |
15,8% |
14 748 |
Республика Марий Эл |
65,5% |
3 372 |
9,8% |
5 147 |
Магаданская область |
64,3% |
184 |
55,9% |
286 |
Республика Саха (Якутия) |
64,1% |
1 053 |
4,7% |
1 644 |
Республика Адыгея |
62,6% |
1 629 |
11,0% |
2 601 |
Еврейская автономная область |
62,5% |
60 |
25,0% |
96 |
Курганская область |
62,0% |
2 680 |
9,3% |
4 326 |
Удмуртская республика |
61,7% |
9 821 |
13,9% |
15 927 |
Чукотский автономный округ |
61,5% |
72 |
33,3% |
117 |
Примечание: в целом по рынку РФ, данные и расчеты НБКИ и агентства «АВТОСТАТ».
* С учетом автомобилей с пробегом.
**На основании регистраций новых легковых автомобилей в РФ.
*** Доля кредитов, выданных на новые автомобили несколько меньше, т.к. отсутствует разбивка данных по выдачам кредитов на новые автомобили и автомобили с пробегом.
Национальное бюро кредитных историй (АО «НБКИ») создано в марте 2005 года. В число акционеров бюро входят крупные банки и международные компании CRIF и TransUnion. Основное направление деятельности – создание единого центра хранения и обработки всей информации, необходимой для принятия кредитных решений. По состоянию на 1 января 2017 года Бюро консолидирует информацию о 202 млн кредитов, выданных свыше 4 000 кредиторами, сотрудничающими с НБКИ. В НБКИ хранится информация о 80 млн заемщиков. Бюро предоставляет десятки современных высокотехнологичных решений в области контроля и оценки рисков, прогнозной аналитики.
Сайт: www.nbki.ru. Cтраница НБКИ в фейсбуке: http://www.facebook.com/nbki.ru.
Контакты: Константин Дробышев, руководитель пресс-службы НБКИ +7 (495) 221-78-37, доб. 161, + 7 (903) 782-08-92, e-mail: KDrobyshev@nbki.ru
Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» исследует автомобильный рынок с 2003 года, когда было выпущено первое ежегодное справочное издание «Автомобильный рынок России». Эксперты и аналитики готовят ежемесячные обзоры рынка, тематические отчеты по парку, регистрациям, импорту автомобилей. Агентство регулярно проводит конференции и обучающие семинары для автомобильных маркетологов. На начало 2016 года клиентами агентства являются более 2000 компаний: производители автомобилей и автокомпонентов, ведущие российские и зарубежные консалтинговые агентства, крупнейшие банки и страховые компании.
Сайт: www.autostat.ru. FB: www.facebook.com/autostat.ru. ВК: www.vk.com/autostatrus.
Контакты: Азат Тимерханов, руководитель пресс-службы аналитического агентства «АВТОСТАТ» +7 (8482) 95-64-36; e-mail: press@autostat.ru